Запрет на просветительскую деятельность

Государство будет регулировать просветительскую деятельность. На этой неделе,16 марта, Госдума приняла поправки в закон «Об образовании». Все ждут подзаконных актов, но, похоже, теперь любую научно-популярную лекцию надо будет согласовывать.  Действие закона распространяется на любые сайты, YouTube-каналы, подкасты и так далее.  Закон бурно обсуждают, петицию против него подписали более  240 тысяч человек. В Новосибирске сейчас проходит фестиваль науки. О нововведениях мы спросили его участников. Один из экспертов сегодня читал  лекцию «Можно ли жить без мозга?» 

 

 Научный журналист Алексей Паевский и его коллега Анна Хоружая выступают с лекциями перед разными аудиториями, пишут научно-популярные книги. В доступной форме рассказывают о медицине, биологии. Сегодня их слушают ученики старших классов. Тема лекции «Можно ли жить без мозга?»

 

 «Мы с вами поговорим о том, можно ли жить ну если не совсем без мозга…Поднимите руку, у кого мозг есть. Неуверенно так поднимают. Нет, я спросил, у кого мозг есть, а не кто умеет им пользоваться. Это важные вещи. Есть он у всех».

 

Вопросы, которых касается лектор, исключительно нейробиологические. Лекция про возможности человеческого  мозга замещать какие-то утраченные, поврежденные части. Но тема настолько хорошо сформулирована, что  вопрос  можно задавать по поводу многого, что сейчас происходит. Такие лекции, как и многие другие, которые проходят вне рамок образовательных программ,  государство хочет контролировать. Как это будет организовано, пока непонятно. Но госдума приняла соответствующие поправки.

 

Алексей Паевский, научный журналист, научный редактор портала Indicator.ru:

 

«Пока что это нас никак не касается. По той причине, что сам закон, он ни о чем. В том смысле что мы пока вообще не знаем, как он нас коснется. Этот закон он очень рамочный, и он всю регулировку спускает в подзаконные акты, которые должны будут быть изданы толи Министерством просвещения, толи Министерством науки или обоими министерствами. Поэтому говорить пока не о чем. Мы не знаем, что это будет».

 

Авторы законопроекта говорят о необходимости запрета использования просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Этот момент вызывает вопросы, потому что в России уже есть законы, которые это запрещают.

 

Алексей Паевский, научный журналист, научный редактор портала Indicator.ru

 

«Насколько я пониманию, что по закону уже есть мнение и со стороны органов власти. Отрицательно высказалась счетная палата, указав, что закон дублирует – то, что в законе есть про экстремистскую деятельность это дублирует. А это означает лишние деньги, лишние расходы на то, что уже есть. Поэтому нужно смотреть, что будет дальше». 

 

Есть пояснительная записка к закону, где говорится, что главная его цель - противодействие иностранному вмешательству. С этой целью предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений.  Механизм контроля за просветителями пока не прописан. Но в научной среде опасаются что все это приведет к цензуре, к усложнению организации публичных лекций, семинаров, конференций (оффлайн и онлайн), даже записи подкастов.  Эксперты, говорят что особе внимание будет к гуманитарным наукам – в этой сфере лежат вопросы о недопустимости пересмотра истории и так далее. Но в одинаковых условиях оказываются все науки, в том числе аполитичные физика, химия, биология. Пока никто не может понять, как все будет работать. Слишком масштабный вопрос. В последние годы по всей стране бум проектов, которые можно считать просветительскими. В том числе в интернете.

 

Максим Винарский, доктор биологических наук, зав. Лабораторией СПбГУ:

 

«Интернет чем хорош, с моей точки зрения, это тем что учить самостоятельно мыслить. В данном случае действует общий принцип: кто хочет чего-то добиться, тот ищет и развивает критическое мышление. Кто не хочет, тот останавливается на том, что ему выдают поисковые сайты. Сейчас  существует несколько научно-популярных сайтов высокого уровня. Но, конечно, чтобы до них добраться, нужно научиться фильтровать информацию».

 

Если фильтровать будут органы власти, то это будет уже совсем другая история. Новый закон приняла Госдума. Он вступит в силу с 1 июня этого года, если его поддержат Совет федерации и подпишет президент.

При использовании материалов ссылка на сайт Телевизионной станции «Мир» обязательна!

ПОПУЛЯРНЫЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

НАПИШИТЕ НАМ

Длина сообщения не более 1000 символов. Осталось 1000.