Телестанция Мир, 10 канал

ВИДЕОАРХИВ

Видеоархив

СМОТРЕТЬ

Дзен-канал
Понедельник, 22 июня 2020 г.

Чагырские неандартельцы

При использовании материалов сайта ссылка на Телестанцию «Мир» обязательна!

Международная команда ученых закончила работу по секвенированию генома неандертальцев, живших в Чагырской пещере на Алтае. В этой пещере за последние десять лет было обнаружено 76 фрагментов костей неандертальцев. Большая часть находок сделана новосибирскими археологами. Для исследования, связанного с расшифровкой генома, была выбрана фаланговая кость. Что в итоге удалось узнать ученым и что неандертальского есть в каждом из нас?

Как рассказать историю, которая разворачивалась 80 тысяч лет назад, современному человеку, который не очень любит длинные тексты, а любит чтобы всё наглядно - картинки, а еще лучше видео. Археологи отлично справляются с этой задачей. В части наглядности в том числе. "Неандерталец" - рисунок художника института археологии и этнографии Анастасии Абдульмановой. Он иллюстрирует материал о серьезном научном результате - секвенировании генома "чагырского" неандертальца. Это работа международного коллектива. Важнейшие результаты удалось получить благодаря небольшой находке, сделанная в 2010 году .

Ученые уже довольно много знают об обитателях Чагырской пещеры. Исследователи и раньше говорили, что неандертальцы пришли сюда из Восточной Европы. Скорее всего, они шли за бизонами. Между Восточной Европой и Алтаем - огромное расстояние. Сейчас у археологов на руках точнейшее доказательство того, что неандертальцы в свое время проделали этот путь.

Чагырские неандартельцы были второй волной. Гораздо раньше (примерно на 30 тысяч лет) на эту территорию приходили неандертальцы более древние. Следы их жизни сохранились в другой знаменитой алтайской пещере - Денисовой. Условные первая и вторая волны, говорят археологи, скорее всего не пересеклись. Эта очень древняя история имеет к нам современным прямое отношение. В ДНК всех ныне живущих людей примерно 2,4% генов - это гены полученные в результате гибридизациии с неандертальцами, к которым относилась та самая вторая волна. Секвенирование полного генома неандертальца было проведено в институте эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге. Результаты были опубликовано в престижном американском научном журнале.

Мария Гарифуллина