Мир неформального искусства

Сибирский авангард под крышей научной библиотеки. Коллекция самиздата и других арт-объектов альтернативного советского искусства вновь открылась для читателей ГПНТБ. Как говорят собиратели коллекции, пока она не каталогизирована. Самиздатовские книжки не выдаются по читательским запросам, но кураторы студии могут стать проводниками в мир неформального искусства. Где в Новосибирске были его центры, как барахолка стала доходным местом для художников и поэтов авангарда и почему андеграунд должен стать предметом научного изучения.

 

«Студия 312» уже несколько лет считается неформальным подразделением ГПНТБ и центром притяжения молодых новосибирских поэтов. Здесь даже учреждена премия Анатолия Маковского - поэта, который много лет жил в Новосибирске и считается пропавшим без вести. Рукописи кладут в чемодан, а лауреат премии, которого определяет специальное жюри,  получает банку денег.

 

- Не очень активно люди кидают, но иногда приходят послы и консулы и кидают деньги.

 

Так называемый чемодан Маковского -  своеобразная метафора всего пространства студии. Примерно такой же чемодан, полный рукописей, поэт как-то  оставил в электричке. Здесь рукописи и самиздатовские книжки стараются сохранить. Письма самого Анатолия Маковского сейчас тоже хранятся здесь.

 

Антон Метельков, поэт, куратор «Студии 312», научный сотрудник ГПНТБ:  

 

«Маковский - одна из самых значимых фигур для новосибирской поэзии. Он переехал работать программистом в Академгородок, себе в лабораторию набрал кучу поэтов, которые ничего программировать не умели. умели только в магазин бегать. И в таком усеченном составе он выигрывал все соцсоревнования. А потом поэзия его засосала, и он пропал без вести в городе Киеве». 

 

Малотиражные издания, печатные и рукописные; картины и фотографии, вырезки и коллажи. Все, что здесь собрано, так называемый широкий читатель не видел никогда. По словам Антона Метелькова, неформальная культура нуждается в сохранении и систематизировании как никакая другая. В противном случае, каждое новое поколение художников и поэтов изобретает велосипед. Между тем, новосибирский андеграунд - традиция непрерывная на протяжении нескольких десятков лет. И неожиданные формы поддержки такой культуры -  это тоже часть нашей истории.  

 

Антон Метельков, поэт, куратор «Студии 312», научный сотрудник ГПНТБ:  

 

«Изначально это была коллекция Олега Волова, такой был в Новосибирске поэт, самиздатчик, художник, ( вот кстати его автопортрет висит ). Он собирал всю жизнь какие-то рукописи картиночки и так далее. Он в середине 90-х внезапно разбогател. Как большинство художников был интровертом, жил возле МЖК  и как-то набрался храбрости, пришел к директору барахолки и сказал -  давайте я ваш скучный забор распишу веселой рекламой. Организовал рекламную контору, разбогател. Но не стал покупать дом в Лондоне, а на заработанные деньги стал покупать у маргинальных художников рукописи и картины, чтобы им было на что купить хлебушка».

 

Волов стал не только меценатом для художником, но и первым собирателем артефактов неформальной культуры Новосибирска. Настоящий научный каталог -  каждая персоналия в отдельном деревянном футляре - сейчас находится в этой студии. Но главный каталог -  настоящий музей -  был у Олега Волова в голове. Сейчас Антон Метельков планирует собрать все нити и пласты новосибирского авангарда не только в одной коллекции, но и в одной книге.

 

Антон Метельков, поэт, куратор «Студии 312», научный сотрудник ГПНТБ:  

 

«Я вот сейчас собираю биографию Вити Ивнева. Разговариваю со множеством людей и какие-то ниточки от Витиной биографии тянутся ко множеству культурных явлений города, которые с Витей может быть напрямую не связна. Скажем мастерская Андрея Курченко в Красном факеле и еще какие-то вещи, которыми я и раньше интересовался. И тут у меня очень четкая картинка в голове и я понимаю, что навряд ли кто-то кроме меня об этом напишет. Мне хотелось бы создать такую книжку, куча каких-то явлений. Например, радио «Ерматель» я начал недавно изучать. Помните, такое радио было».

 

То, что неформальная культура собирается под крышей официального государственного учреждения -  парадокс,  возможный именно в наши дни. Культура официоза теперь мало похожа на советскую. Тем не менее, андеграунд - искусство, которое не  будет финансироваться из президентских грантов, останется.

 

Екатерина Маркова

При использовании материалов ссылка на сайт Телевизионной станции «Мир» обязательна!

ПОПУЛЯРНЫЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

НАПИШИТЕ НАМ

Длина сообщения не более 1000 символов. Осталось 1000.